Наверх
  30 Окт 2018

На 8-х Псковских краеведческих чтениях

С 12 по 14 октября 2018 года в древнем русском городе Пскове проходили VIII-е Псковские Международные Краеведческие Чтения, посвященные 1115-летию первого упоминания Пскова в летописи и сохранению его культурно-исторического и природного наследия. Как и в прошлом, 2017-м, году Чтения проходили на базе Факультета естественных наук, медицинского и психологического образования Псковского государственного университета, в старинном здании бывшей Псковской духовной семинарии – том самом, где сначала учился, а потом преподавал и принял монашеский постриг будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин).
Главным организатором и вдохновителем Чтений, как всегда, выступила Тамара Васильевна Вересова - председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России (СКР), член совета СКР, член Союза писателей и Союза журналистов России. В состав Оргкомитета вошли профессора и доценты Псковского государственный университета: Прокофьев Владимир Викторович, Слинчак Александр Иванович, Манаков Андрей Геннадьевич, Теренина Наталья Константиновна, а также директор Псковского государственного Музея-заповедника Сарченков Сергей Константинович и Председатель Псковского областного Союза туриндустрии Баранова Светлана Анатольевна.
На Пленарном заседании выступили: Вересова Т.В. с докладом «Роль краеведения в сохранении исторической памяти», Фейгмане Татьяна Дмитриевна – директор Института русского культурного наследия Латвии с докладом «Латвия в судьбе художника Евгения Климова», зав. Кафедрой географии Псков ГУ Слинчак А.И. с докладом «Краеведческие исследования В.К. Лесненко в Псковской области», а также главный хранитель Порховского Краеведческого музея Михайлова Наталья Ивановна и зам. Директора ФГБУ «Государственный заповедник «Полистовский»» Перова Елена Александровна.
В своём докладе Тамара Васильевна Вересова отметила, что несмотря на все трудности, которые сейчас испытывает Союз Краеведов России, его Псковское региональное отделение, созданное в 2010 г., продолжает работать в полную силу, чему свидетельство – нынешние Чтения, на которые заявлено 75 докладов (из них 50 докладов псковичей). Кроме жителей Псковской области, в Чтениях участвуют представители Москвы (11 докладов), Санкт-Петербурга, Орла, Владимира, Челябинска, Ивановской области, а также гости из Литвы, Латвии и Эстонии. «Общими усилиями мы делаем большое общее дело», - сказала Тамара Васильевна. По материалам прошлогодних, Седьмых Краеведческих Чтений, уже выпущен двухтомный Сборник и роздан всем участникам. 
Во время перерыва после пленарного заседания нам удалось посетить благолепно-украшенную Университетскую церковь-храм Трёх Святителей, освящённую Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2010 году. Здесь, в первую очередь, привлекает внимание большой портрет Патриарха Тихона, он размещён отдельно на западной стене, и рядом жизнеописание Святейшего Патриарха. Патриарху Тихону (Беллавину) в стенах Университета – особое почитание. Красивы иконы святых, прославивших Псковскую землю. Икона Святой Равноапостольной Княгини Ольги выполнена из бересты. Стоят два ковчежца со святыми мощами. К иконе Св. Татианы – покровительницы студентов – тоже прикреплен небольшой мощевичок. Мы зажгли свечи. Пора идти на заседания секций.
Секций на Краеведческих Чтениях было пять: «Имя в истории края, России», «Российско-Балтийское Порубежье: пересечение судеб и культур», «Малоизвестные страницы истории Псковской земли», «Краеведение как наука. История и современная деятельность краеведческих сообществ», «Природное, культурно-историческое наследие и туризм». Самая большая, по числу выступающих, секция - «Имя в истории края, России», её работа растянулась на два дня. Здесь прозвучал и наш совместный с писателем А.Н. Стрижевым доклад: ««Марья-Кружевница» Ольги Хмелёвой и Лев Толстой», дополненный презентацией. Творчество писательницы Ольги Неоновны Хмелевой, уроженки Псковской губернии, сейчас почти не известно жителям нашей страны, а ведь в конце XIX – начале XX  века её повестями зачитывалось  российское юношество. Так, известный русский писатель Михаил Андреевич Осоргин признавался: «Я научился читать пяти лет и в семь сам прочел изумительную книжку «Робинзон в русском лесу», автора не помню, но лучшей детской книжки не было никогда написано. Она меня завоевала и заполнила целиком мое детское сознание». (Повесть О.Н. Хмелёвой «Робинзон в русском лесу» впервые была напечатана в 1873 году в журнале «Семья и школа», под псевдонимом «Качулкова», потом выходила не раз отдельной книгой).  А Лев Николаевич Толстой, прочитав в 1885 году присланную Ольгой Неоновной рукопись под авторским названием «Безвестная труженица», в письме к В.Г. Черткову сказал: «Повесть Хмелевой очень хороша, очень хороша будет, если выкинуть все рассуждения, описания природы и красоты и, главное, уничтожить форму словесного рассказа и обращения к слушателю. Это может выдти одна из лучших наших книжек» (Толстой Л.Н. ПСС. Т. 85. С. 280). – И книжка вышла в свет в 1886 году под названием «Марья-кружевница» в издательстве «Посредник»  с переделками великого писателя, позже несколько раз переиздавалась. Повести и очерки Ольги Хмелёвой настолько интересны и увлекательны, что о них обязательно  должны знать нынешние читатели, и они снова должны переиздаваться. На нашей страничке «Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой» мы предлагаем интернет-версии нескольких произведений этой незаслуженно забытой писательницы. 
 Все доклады участников нашей секции были яркими, интересными, затрагивали самые разные области жизни. Выступало много учёных исследователей, кандидатов и докторов наук. И даже на их фоне запомнилось выступление Балакирева Геннадия Всеволодовича – ведущего инженера Эсплуатационного локомотивного депо, руководителя Музея истории Великолукского локомотивного депо, человека увлечённого и деятельного. Его доклад был посвящён инженеру-конструктору Льву Сергеевичу Лебедянскому (1898 – 1968), под чьим руководством в советское послевоенное время был создан ряд новых паровозов и тепловозов со значительно улучшенными характеристиками. Ещё при жизни конструктора созданный им паровоз получил название «Л» - по первой букве фамилии автора – это уникальный в истории случай. 
В первый день Чтений, после обеда, в Приказной палате Псковского Кремля состоялась презентация книги недавно скончавшегося писателя Валерия Николаевича Сергеева «Евгений Климов» (М.: «Русский Путь», 2018). В работе над книгой также принимали участие сын художника - А.Е. Климов (США) и Т.В. Вересова. Презентация сопровождалась выставкой работ Е.Е. Климова, подаренных Псковскому Музею-заповеднику в 2011 году А.Е. Климовым. Мы с удовольствием приобрели по экземпляру этой книги, прекрасно иллюстрированной, снабжённой многими новыми сведениями из жизни художника и письмами, ранее не публиковавшимися. Псковичи с особенным теплом относятся к памяти Евгения Климова – ведь это его мозаичная работа «Святая Троица» встречает всех над Троицкими воротами Псковского Кремля. После презентации в уютной обстановке Приказной палаты, красочно оформленной в старинном стиле, - состоялась увлекательная экскурсия по Кремлю с посещением Собора во имя Пресвятой Троицы.
На следующий день, после заседаний, для участников Чтений была организована экскурсия в Псковский Музей-заповедник. 
А на третий день – для приезжих гостей была устроена превосходная экскурсия в Мемориальный музей русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша». Это две усадьбы, в которых Николай Андреевич со своей семьёй проводил лето в последние 14 лет своей жизни. Вот что сообщает нам рекламный буклет Музея: «Усадьба С.М. Огарёвой Вечаша, где композитор с семьёй снимал главный дом, стала его любимым местом летнего пребывания и творчества. Здесь, вдали от городской суеты, в окружении старинного парка, раскинувшегося вдоль поэтичного озера Песно, он работал над операми: «Ночь перед Рождеством» (1894), «Садко» (1895), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1899), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), сочинил несколько романсов, а также работал над главами своего теоретического труда «Основы оркестровки» (1905). В автобиографической книге «Летопись моей жизни» Н.А. Римский-Корсаков писал: «Вечаша – прелестное место. Чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.д. Дом тяжёлой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный… Купание прекрасное. Ночью луна и звёзды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Имение это было отыскано мною и сразу мне приглянулось. Лес поодаль, но прекрасный. Вечаша всем нам очень нравилась». При создании музея было решено реставрировать парковую зону (35 га) и восстановить только усадебный дом в его историческом внешнем виде,  дом, в котором Н.А. Римский-Корсаков провёл 6 летних сезонов. Главная экспозиция посвящена теме «Природа в музыке Н.А. Римского-Корсакова», она расположена в зале с выходом на балкон, откуда открывается прекрасный вид на парк, пруд и озеро…
Усадьбу Любенск, что находится в 1,5 км от Вечаши, композитор приобрёл осенью 1907 года, купив её у А.В. Бухаровой. «Любенском мы все восхищаемся. Действительно, как приятно иметь нечто своё, да притом такое хорошее», - писал он сыну. В Любенске Николаем Андреевичем в 1907 г. было создано последнее крупное произведение – опера «Золотой петушок». В этой усадьбе 8 (21) июня 1908 г. Н.А. Римский-Корсаков скончался от сердечного приступа. 
В 1920 году детям композитора пришлось покинуть Любенск. Во время Великой Отечественной войны усадьбы Вечаша и Любенск сильно пострадали. Лишь в конце 1960-х годов началось возрождение этих памятных мест. Удалось отреставрировать конюшню и каретник, восстановить Семейную, Главный дом, где воссозданы интерьеры кабинета, гостиной и столовой. Другие комнаты отведены для экспозиции, посвящённой последним годам жизни композитора, работе над «Золотым петушком», кончине и бессмертию Музыканта, получившего всемирную славу».
Всё это мы увидели своими глазами, а ещё - чудную природу Псковской земли в тёплый ясный день настоящей «золотой осени», погуляли по старинному парку, полюбовались озером и угостились ароматными яблоками из старинного сада – яблок так много, что сотрудники музея с удовольствием раздают их всем своим гостям. Конечно, послушали в прекрасной записи вечную музыку композитора, где можно различить и голоса птиц, и шум леса, и плеск волн – все звуки музыки великой живой Природы, окружающей нас здесь. 
Ежегодно в Музее 21 июня (или в ближайшую субботу к этой дате) отмечается День памяти Н.А. Римского-Корсакова. В зимнее время проводятся театрализованные программы: «Рождественская сказка Шехерезады» и «Масленица в царстве Берендея», а в мае-июне – музыкально-игровая программа для детей «Чудеса в городе Леденец» (по опере «Сказка о царе Салтане»). Эл. адрес Музея: lubensk@yandex.ru. 
В нынешних Краеведческих Чтениях принимали двое научных сотрудниц Мемориального музея Н.А. Римского-Корсакова – Алексеева Наталья Петровна и Васильева Валентина Михайлова, поэтому Директор и сотрудники музея принимали у себя участников Чтений с особенным теплом. После экскурсионной программы угощали обедом и чаем с фирменным пирогом, приготовленным из яблок, собранных в музейном саду. 
Организованы Чтения были, на мой взгляд, на высоком уровне. Приносим всем организаторам слова благодарности за радушный приём, за интересную программу. Спасибо сотрудникам и студентам Псковского ГУ, которые встречали нас и помогали нам во время Чтений. Особые слова признательности - Тамаре Васильевне Вересовой, главному организатору и вдохновительнице Чтений. Здоровья вам всем и помощи Божией в трудах.


М.А. Бирюкова

 




Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»